Объявления

Низкая рождаемость, как характерная черта демографии всех развитых стран мира, неуклонно приводит к негативным последствиям в различных областях деятельности и особенно в образовании. Южная Корея здесь не исключение. Первый удар демографической проблемы, в той или иной мере, ощутил на себе большой коммерческий сектор хорошо развитой системы среднего и высшего образования.

Одно из проявлений демографической проблемы — уменьшение спроса на образовательные услуги при неизменном предложении — это то, с чем столкнулись корейские ВУЗы относительно недавно. Решение этой проблемы в мононациональной стране, не обладающей богатыми природными ресурсами, видится в выходе Кореи на мировой рынок образовательных услуг, что, несомненно, будет только на пользу местной системе образования, а, следовательно, и всей Южной Корее в целом.

Объявление
Студент Инженерного факультета университета Кэмион проводит драйв-тест своей машины на территории кампуса

Если немного взглянуть шире и посмотреть, как проблема нехватки студентов решается в других странах, то мы увидим целенаправленную политику разных государств на завлечение всеми правдами и (по-моему, в большей степени) неправдами будущих студентов из других стран. В Европе и в странах традиционной иммиграции — США, Канада, Австралия, Новая Зеландия — такой завлекающей “морковкой” всегда являлась реальная возможность получения вида на жительство или, как минимум, трудовой визы после окончания местного учебного заведения. Например, мне хорошо знакома ситуация в Новой Зеландии, куда каждый год приезжают тысячи молодых людей из стран третьего мира в надежде “осесть” после окончания даже небольших языковых курсов. Известно, чем это чаще всего заканчивается: выпускники возвращаются на родину из-за невозможности устроиться на любую работу, не говоря уже о работе по специальности. Рынок труда многих стран просто не в состоянии принять даже своих выпускников, не говоря уже о приезжих. Тем не менее, в маленькой сельскохозяйственной Новой Зеландии сервис образования продолжает оставаться одной из крупнейших отраслей экономики, заманивая в свои сети все новые и новые жертвы.

Сказанное выше не относится к Южной Корее. Этой мононациональной стране, использование иммиграционного потенциала для решения экономических проблем было пока не свойственно. Правительство тем не менее в последнее время идет на подобные крайние меры: в качестве эксперимента помогая иностранным студентам в поиске работы с предоставлением рабочей визы по окончанию обучения в Корее, не без основания опасаясь при этом недовольства местного населения — своих избирателей. Также студентам разрешается подрабатывать во время семестров определенное количество часов, как и студентам-иностранцам в других странах, но вероятность найти подработки (арбайт, по-корейски), например, в сети ресторанов Макдональдс без знания корейского языка, пока для них очень мала. Тем не менее, всегда есть возможность подзаработать частными уроками, как носителю иностранного для Кореи языка от 20 и выше долларов в час.

Возможность найти работу в Корее — это основная причина появление армии студентов из соседнего Китая. Так, только в нашем университет таких студентов насчитывается около тысячи, то есть почти каждый 20 студент. И надо сказать, что шанс их найти работу, в том числе не совсем легальную, очень высокий, учитывая огромную территорию индустриального комплекса вокруг города. К слову, по моей приблизительной оценке эта территория больше территории нашего университетского городка раз в двадцать.

Несмотря на правительственную поддержку “учебной” иммиграции и возможность найти работу после окончания или во время обучения — этого все еще не достаточно для массового притока иностранцев в Южную Корею, тем более из развитых стран Европы и Америки. Следующим логически неизбежным шагом выживания в этих сложных условиях для многих ВУЗов является материальная стимуляция покупателей услуг, то есть привлечение будущих студентов значительно низкими ценами на образовательные услуги по сравнению с другими странами и даже внутренними ценами для своих граждан. Сейчас некоторые университеты, очевидно находящиеся в самом начале пути по привлечению иностранных студентов, могут предлагать скидку аж до 50 процентов, компенсируя таким образом издержки становления и роста нового для них вида услуг, до этого ориентированных только на местный рынок с преподаванием на корейском языке. Очевидно, что разные ВУЗы в той или иной степени будут теперь включать все больше курсов преподавание на английском языке не только для иностранцев, но и для корейских студентов, что можно только приветствовать. Очевидно, что без преподавания на английским языке в местных ВУЗах, как де-факто признанном международном языке преподавания, интеграция Южной Кореи в мировой рынок образовательных услуг была бы просто не возможна.

Хотя реалии рынка и тут вносят свои коррективы. Я уже упоминал про десант китайских студентов в Корее. Как курьез вспоминается один эпизод в моей практике, когда один из этих студентов по ошибке (дело было в начале семестра) пришел ко мне на лекцию. Ни мои студенты-корейцы, ни другой профессор — этнический китаец, не смогли найти с ним общего языка. Обсуждая этот случай с корейскими коллегами позднее я обнаружил, что ничего в этом странного нет: преподавание большим этническим группам студентов идет на их родном языке, для чего были приглашены преподаватели из Китая. Не удивлюсь, если через несколько лет в Корее будут преподавать русским студентам на русском языке бывшие преподаватели бывшего ДВГУ.

И в заключение, как один из признаков успешной интеграции системы образования Южной Кореи в мировую систему можно отметить каждый год увеличивающееся число, так называемых, студентов по обмену, что заметно, хотя бы даже на примере университета Кэмион, где я сейчас преподаю. Только на нашем факультете (Game And Mobile Content Department) каждый год учится большая группа студентов из Франции. Соответственно, такая же большая группа наших корейских студенты учится целый год во Франции. Двадцать лет назад, когда я был студентом, мы не могли даже и мечтать об этом, просто выехать за рубеж было не возможно. Сейчас в новой России студенты имеют возможность свободно выехать за рубеж, были бы деньги, но вопрос в том, может ли какой-либо ВУЗ России принять группу иностранных студентов хотя бы на месяц?

Источник:vsurovlivejournal
©MyKorea
Объявление