Недавно в Корее проходил фестиваль, посвященный Дню рождения Будды. Этот праздник празднуется почти во всех странах Азии на 8 день 4го лунного месяца. Здесь в Корее он является официальным выходным днём с 1975 года. Из года в год это дата меняется, но в этом году праздник праздновался 3 мая.
Небольшой экскурс о виновнике торжества. Сиддхартха Гаутама или Будда, как его называют сейчас, жил в период с 623 по 543 год до н.э. Но он не является ни первым, ни последним буддой, так как, опираясь на классическую буддийскую доктрину, буддой можно назвать любого, кто достиг истины и просветления. Он является вполне реальной исторической личностью и ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни и деяниях были зафиксированы после его смерти и легли в основу буддийского канона под названием Трипитака. Так как рассказы о жизни Сиддхартхи Гаутамы появились лишь спустя четыре сотни лет после его смерти, их нельзя считать полностью достоверными. Эти рассказы могли быть изменены с течением времени монахами, которые, скорее всего, преукрашивали свои рассказы, дабы придать фигуре Будды больше значимости и блеска.
Просветления же он достиг в возрасте 35 лет после 49 дней медитации. После Просветления или Пробуждение, как его еще называют, Будда достиг полного представления о природе и причине человеческих страданий и того, как эти причины можно устранить. Не стоит забывать и о понятии Нирваны, о котором многие из нас конечно же знают. Это состояние наивысшего пробуждения, которое, по словам Будды, доступно каждому живому существу. Так как Будда не был обычным человеком, то его смерть нельзя считать обычной. Его смерть часто называют Паринирваной или «нирваной без остатка». Почему без остатка, так потому, что после этого прекращается любая связь с материальным телом. В день рождения Будды люди восхваляют его фигуру и деяния которые он совершил. А также рассуждают о смерти не только Будды, но и о смертности всего живого.
Это был небольшой экскурс в историю. А теперь о самом празднике. Вообще в Корее День рождения Будды отмечают по всему городу. Во всех храмах висят фонарики, звучат мантры, проводятся какие-то церемонии, загадываются желания и подвешиваются под фонариками, покрывающими всю территорию храма, куда ни ступи. Ночью, конечно же, они зажигаются куча и освещают полгорода.
Я ходила на фестиваль в храм Самгвангса в центре Пусана. Фонари висели там еще за неделю до самого фестиваля, но я так и не смогла выбраться туда. А явившись в самый разгар праздника, во-первых, поразилась огромной территорией храма, во-вторых, таким количеством народу, что яблоку негде было упасть. Я решила, что стоит посмотреть на всю эту красоту как при свете дня, когда все пестрит красками немыслимых цветов, так и после захода солнца, когда все сверкает так, что глаза слепит.
Пришлось обходить храм два раза, чтобы застать панораму и днем, и ночью, на что ушло часа 3!!! По рассказам знакомых в дни до фестиваля посетителями храма, в основном, были иностранцы. Но в сам день рождения Будды, неудивительно, что я натыкалась тут и там на самих корейцев, и пожилых, и молодых с семьями, которые пришли помолиться о благополучии себя и своих близких, записав желания на карточках и доверив их фонарям. Красоту храмовых построек, увешанных цветными бумажными фигурками сложно описать словами, надо видеть собственными глазами!